воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Методы креативности. Метод ассоциаций

В творческой работе иногда очень нужно подтолкнуть свое воображение, найти нестандартное решение, выйти из ступора, когда ничего не идет в голову. Для этого существует много методов креативности. Они могут пригодиться для разработки дизайна, рекламы, придумывания статьи или сказки, изобретения какого- либо предмета или способа что-либо делать и т.д. 
Сегодня я расскажу о методе ассоциаций. С ним я работаю чаще всего. 

Кот Ясень тоже принял участие в эксперименте с ассоциациями
Принцип совершенно простой.

Сначала простыми словами сформулируйте решаемую задачу и запишите на листочек. затем выделите в этой задаче ключевое слово (или 2) - с ним мы и будем работать.
Крупно напишите ключевое слово, а теперь в течении двух трех минут рядом с ним запишите все возникающие у вас ассоциации. Не стремитесь их оценивать. просто пишите всё, что приходит вам в голову.
Когда список будет закончен - берите каждое слово из него и быстро пробуйте прикинуть, как с его помощью можно решить вашу задачу. Опять же записывайте все результаты, даже нелепые, - оценивать будете потом. Если с каким-то из слов ничего не приходит на ум, не мучайтесь - возьмите следующее слово.
Но теория теорией, а на примерах гораздо проще понять о чем я говорю. Поэтому приступим. 

Пример 1. 
Задача: Придумать логотип для моих рукодельных миниатюрных изделий.
Ключевое слово: микромир.
Ассоциации: гномы, эльфы, бусинки, народец, мизинец, Гулливер, лилипуты, насекомые, муравьи, инфузория туфелька, клетки, деление, микроскоп, лупа, соринка, Карик и Валя, малютки, ноготок, Мальчик с пальчик, ученые, наблюдение, Дюймовочка, лепестки, крошки, пыльца, взгляд, глаза, писк, волос.

Теперь берем каждое слово и стараемся представить, как оно поможет решить нашу задачу. Я не буду расписывать все свои возникшие мысли - это долго. Вот лишь некоторые. 
Палец - рядом человечек маленький. Большой глаз - рядом что-то мелкое, например, мир. Божья коровка - у нее на спине домики. 
Отмечу отдельно, что при разработке логотипа, конечно, нужно руководствоваться не только методом ассоциаций и возникшими идеями. Это лишь сбор таких идей. Затем уже нужно оценивать их и смотреть на их "профпригодность".

Это пример одного моего рукодельного микромира.
Пример 2. 
Задача: Придумать нестандартную рекламу на улицах города для моих рукодельных миниатюрных изделий.
Ключевое слово: микромир.
Ассоциации: используем те же, что в предыдущем примере (это позволит вам увидеть, что список может пригодиться вам для решения разных задач вокруг одного ключевого слова).

Некоторые мои идеи: 1. Большие насекомые (почти в человеческий рост) с лозунгами - нам пришлось увеличиться, чтобы рассказать вам о небывалом явлении.... 
2. В разных местах расположить вещи (тапочек, туфля, горшочек и т.д.) - при приближении к ним человек видит (или слышит) - Осторожно! это не просто туфля, это чей-то дом. Сделать этот предмет похожим на обжитой. Или вариант - Надпись - это может быть чьим-то домом! и координаты, где помогут его "заселить". 
3. Расположить горошок с цветком. В цветок посадить Дюймовочку. Надпись на горшке - свой микромир вы можете заказать... 
4. К большой рекламной тумбе сбоку прикрепить маленькую и на ней разместить рекламу микромиров.
5. Установить микроскоп или лупу с надписью - Прочти! Перед микроскопом расположить рекламное объявление о микромирах.
6. В обычных магазинах сделать полки с микротоваром (в обувном с микрообувью, в продуктовом - микропродукты и т.д.). Рядом надписи - Микромиры - это реальность. 
7. Возле аквариумов разместить объявление: "Забываете кормить рыбок? Не хочется убирать аквариум? Но так хочется наблюдать за маленьким мирком... Выход есть..."

Все идеи нуждаются в доработке. Конечно, могут смениться сами тексты в объявлениях или еще какие-то мелочи. Но это уже опять на следующем этапе - при оценке всех идей. На данном же этапе - главное записать саму мысль, чтобы не потерялась.

Вы можете попросить составить список ассоциаций к ключевому слову своих родных или друзей - это вам поможет расширить круг слов, что в свою очередь расширит список идей.

Также списки ассоциаций могут пригодиться вам в работе с другими методами креативности. Но о них я расскажу в другой раз.

Если у вас возникнут вопросы - задавайте в комментариях.

Этим методом ассоциаций я пользовалась и при разработке логотипа к фестивалю "Дети войны", и к стилю фестиваля "Счастливое детство" и ко многим другим работам.

16 комментариев:

  1. Женя, очень интересно - я интуитивно пользовалась этим методом, но мне не приходило в голову записывать слова и получившиеся ассоциации. Поэтому он не был и вполовину таким эффективным. Спасибо, что рассказываешь! Очень жду продолжения рассказа :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, Таня, я думаю многие творческие люди им пользовались именно интуитивно. Но вдруг он кому-то не пришел в голову) И записывать действительно намного эффективнее и продуктивнее. Какой бы хорошей не была память.

      Удалить
  2. Женя, я тоже почти подобное в голове проделываю периодически, но вот как-то руки до записывать не доходили )) Спасибо большое тебе за рассказ, котику Ясеню за "позирование" ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, я выше Тане ответила, что метод в принципе известен творческим людям - сами интуитивно им и пользуются. Как в принципе и остальные. Просто всё систематизировано и разложено по полочкам)). Ясеню передам))

      Удалить
  3. Женя,

    Спасибо! Мне очень понравился твой метод :)

    ОтветитьУдалить
  4. Прочитала с удовольствием. Очень интересно, Женя! Я как-то и не задумывалась, что метод ассоциаций применим и к творчеству, а если и пользовалась им, то исключительно на подсознательном уровне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, буду рада, если тебе пригодится. Такие методы применимы ко всему! Одно дело творить просто по вдохновению, другое - по заданию (работа, проект и т.д.). И тогда методы помогают сдвинуть с места воображение. Да и в принципе, человеку свойственно со временем входить в зону комфорта и думать по накатанной. А такие методы помогают изменить угол зрения, ракурс, направить мысль в другом направлении, выведя мозги из зоны комфорта.

      Удалить
  5. Классно, мне кажется таким способом можно создать очень нестандартный результат, ведь ассоциации могут быть самыми разными, и проигрывая каждую, можно наткнуться на неожиданную, но цепляющую идею! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, да! Этим и хороши методы креативности. В дальнейшем расскажу еще о нескольких. Этот метод был самым простым и очевидным.

      Удалить
  6. Интересный метод, спасибо! Буду использовать... Я раньше читала о чем-то подобном, но уже забыла... :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада, если пригодится) Методы не я изобрела, конечно же. Но оказалось, что не все о них знают. Именно к этому методу я пришла интуитивно и лишь потом прочитала о нем. А вот об остальных уже прочитала в книгах и инете.

      Удалить
  7. У меня этот метод обычно неосознанно работает )
    Котик - прелесть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, в тебе я точно не сомневалась. Столько ты всего придумываешь!

      Удалить
  8. Спасибо за метод) Знаю, что многие так учат альбомы делать. Помогает)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, а что за альбомы?
      Метод для любой стороны жизни хорош, где надо что-то придумать.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.